Существует два ключевых и один смешанный способ изготовления ювелирных изделий. Я расположил их в историческом порядке.
При использовании всех способов первоочередно рисуется эскиз и/или чертеж изделия.
1. Полностью ручной способ
Исторически первый способ изготовления ювелирных изделий. К сожалению, мастеров полностью ручного труда остается все меньше и меньше. На основании чертежей изготавливаются заготовки для будущего изделия. По факту, отливается одна большая заготовка и из неё делаются детали. Затем в ручную собирается и подгоняется друг к другу.
Преимущества:
Качество металла. В результате постоянной ковки, волочения, отжига и прочего, металл приобретает однородную форму. В структуре металла отсутствуют поры, неоднородности. Изделие получается исключительного качества. Это ключевое достоинство.
Тепло рук мастера.
В наше время это уже редкость.
Каждое изделие уникально.
Высокая скорость изготовления, если изделие не сложное.
Этапы создания кольца от мастера из Австралии Harry Rose
Недостатки:
Настоящих мастеров ручного изготовления осталось очень мало. Хотя на Западе ручной труд все еще высоко ценится.
Человеческий фактор. Иногда бывает нарушена симметрия изделия.
Готовый результат. Материал мастера Harry Rose
2. 3D прототипирование и литье по восковой модели
Развитие технологий давно не стоит на месте, не обошло стороной и ювелирную отрасль. По эскизам строится 3D модель изделия. Затем эта модель выращивается специальным воском на 3D принтере или вырезается в модельном воске на станке с ЧПУ с фрезой. По полученной восковке выплавляется изделие. Затем обрабатывается и сдается.
Преимущества:
Безошибочная точность. Возможность изготавливать недоступные для ручного труда изделия.
Скорость при серийном производстве изделий.
Минимизация ручного труда и экономия времени.
3D модель кольца переходящая в рендер
Недостатки:
Ошибка на этапе моделирования ведет, как правило, к полной переделке изделия.
Литьевая модель всегда имеет меньшую плотность в виду наличия пор и каверн в структуре металла. Как правило такие изделия имеют меньшую прочность. Это ключевой недостаток.
Бездушность. Очень субъективное мнение, но тем не менее, имеет право на существование. Сводится к тому, что изделие без изъянов не имеет «жизни».
Восковая модель полученная из 3D принтера.
3. Ручной способ, создание эталона и литье
В высоких ювелирных домах, как правило используют этот способ. Он в свою очередь делится на две категории.
Создание мастер-модели изделия полностью руками сразу в металле. Затем снимается эталонная форма и уже по ней льется серия изделий.
Создание руками восковки мастер-модели. Затем снимается эталонная форма и уже по ней льется заготовка. Этот способ позволяет минимизировать ошибки и капризы материала при работе с металлом.
Создание восковой модели ручным способом. Вырезание из воска модели необходимо для того, что бы понять геометрию и объем изделия. Далеко не всегда это возможно оценить при компьютерном моделировании.
Резюме:
Около 90% компаний, мастерских и ювелиров используют в своей практике 3D моделирование и литье. Это ни хорошо и ни плохо. Этот способ действительно позволяет минимизировать ошибки и существенно повысить эстетические качества изделия. Далеко не каждому ювелиру и компании дано делать изделия полностью руками. В большинстве случаев на выходе имеем кривенькое подобие изделия. Однако, если вам повезло найти такое ателье или мастера, считайте что изделия будут запредельного качества и будут обладать особой энергетикой. В своей практике я стараюсь использовать ручное изготовление, не забывая о современных технологиях.